Бывший судовой охранник Игорь Блинков, один из 14 граждан Эстонии, которые провели четыре с лишним года в индийской тюрьме, рассказал «Столице» историю своей жизни.
Школа у меня была хорошая, таллиннская 33-я, а вот учиться не любил — я хотел стать военным, благодаря любимому фильму «В зоне особого внимания», который впервые посмотрел в детстве. В 16 лет записался на курсы парашютистов в Таллиннском аэроклубе. До сих пор помню запах парашютов Д5 -они пахли подвигами и еще чем-то проверенным и сделанным. Пришел на медкомиссию в военкомат — у меня аж три прыжка с парашютом: «Хочу быть десантником». И в моем личном деле появилась запись: по состоянию здоровья годен к службе в ВДВ. Это была победа!
Повестку получил в мае 84-го. На призывной пункт за нами приехал капитан в форме десантника. Оказалось, что форма — маскировка, в те годы под десантников маскировались войска специального назначения ГРУ. В «учебке» нас гоняли три месяца: мы бегали, стреляли, стучали «морзянку», принимали на слух, опять бегали.
Шла война в Афганистане. На присяге родителям сказали: «Не переживайте, ваши детки поедут в Вильянди или в Псков». Меня направили в ТуркВО. Всё было не так, как в фильме про 9-ю роту: сели в самолет, полетели, приземлились, мулла поет. Мы поехали туда на колесном транспорте, пограничники проверили на мосту документы — я впервые выехал за границу.
Конечно, мы понимали, что едем в Афган, что там идет война, что мы будем выполнять боевые задачи. Но земля за границей точно такая же, как до границы, мы ехали большой колонной, и нас, пацанов, сверху прикрывали вертолеты. Это запомнилось навсегда.
Любимый город может спать спокойно
После демобилизации вернулся с ощущением: всё сделал правильно, но служить в армии не хочу. Пошел работать в милицию, наш батальон патрульно-постовой службы обеспечивал вызовы 02 — этот номер знал каждый житель Таллинна и мог на него положиться. Мы помогали «скорой помощи», уголовному розыску, искали потерявшихся детей…
Вскоре познакомился с Леной — появилась семья, с тренировками дважды в день было покончено, с хаотичным питанием тоже, меня начали откармливать, я растолстел. 4 мая 1990-го родился сын. Жизнь размеренно текла до марта 1991 года, когда перестала существовать милиция и образовалась полиция.
Меня взяли в «Команду К» -были операции по захвату вооруженных и очень наглых людей, которые скупали оружие и собирались перепродать на юг. Задержали большой грузовик, до отказа набитый ракетами «земля-воздух». Деньги выносили спортивными сумками, которые я при своей неплохой физической кондиции не мог поднять.
А дальше был август 91-го. Мы с семьей проводили отпуск в Москве, вернулся прямо на Тоомпеа, где шло экстренное заседание Верховного Совета ЭССР…
Спустя какое-то время уволился — начался «шоу-бизнесов-ский» период, который продлился больше 10 лет. Работал с Кир-коровым, с Пугачёвой, со всеми профессионалами эстрады, приезжавшими в Таллинн. Непростых ситуаций хватало, а первая была с Софией Ротару — ее ограбили в поезде на границе, и она сказала: «Пока не будет человека с оружием, я из поезда не выйду». Тогда же был первый опыт работы в зале. У Софии Михайловны плохое зрение, к тому же она после этого инцидента боялась — я ходил с ней по залу, фанатки перешептывались: «Это её новый молодой муж».
Интересное было время. Сейчас мог бы написать инструкцию, как работать со «звёздами».
Индийская сага
В судовую охрану меня рекомендовал друг. В Йемене, в Сомали огромное количество нищего населения и стрелкового оружия. Единственный шанс любого молодого человека — заработать деньги и уехать в Европу. Заработать можно только одним способом: захватить судно и потребовать выкуп за корабль и товар, в основном нефть, топливо. В южных морях творился беспредел: подходят на скоростной лодке, забираются на борт, штурмовать судно никто не будет, очень опасно, поэтому надо договариваться. Приезжает человек, привозит в огромном мешке деньги…
Экипажи были нам очень благодарны, когда мы шли с ними по маршруту — мониторили, всегда были наготове.
Наша компания Advanfort из соображений экономии купила два судна и устроила плавучие гостиницы — сначала стояли рядом с портом Эль-Фуджейра в Эмиратах, потом рядом со Шри-Ланка. И всё шло нормально, пока капитаном был шриланкиец, который всё делал по инструкции. Но капитана поменяли — в результате непрофессиональных действий гражданина Украины Дудника мы и попали в эту «замечательную» историю.
Приехала Марина Кальюранд, посоветовала нам: «Признайте свою вину, вас осудят, мы заберем вас в Эстонию, помилуем, и всё будет хорошо». Конечно, мы не взяли вину на себя. А вытащила нас из тюрьмы вице-канцлер МИДа Аннели Кольк. Когда судья сказал, что мы невиновны и нас выпустили на свободу, мы три дня находились между тюрьмой и самолетом — она бесконечно ходила по инстанциям, договаривалась.
«Мы поедем в контору, где нам будут делать разрешения на выезд. Поэтому каждый сделает шесть фотографий 3×4, вы возьмете с собой — каждый! — три шариковые ручки и тюбик с клеем — нужно быть готовыми к тому, что у чиновника высохнет клей, в ручке закончится паста, пропадет фотография».
К счастью, всё прошло нормально. «А сейчас — в гостиницу, и никто не выходит, пока я не приеду за вами». Прибыли в аэропорт — наша стойка не работает. Она подняла по телефону начальника «Люфтганзы» во Франкфурте, тот вызвонил местного начальника — прибежал заспанный индус, включил три стойки. Работала без продыху вплоть до той минуты, когда мы сели в автобус и поехали к самолету. Реальный профессионал и замечательный человек, дай Бог ей здоровья.
Был еще один приятный момент. Когда нас первый раз выпустили под залог, снялся в индийском боевике «Фантом», в оригинале «Vedalam». Самый звездный актер Болливуда Аджит Кумар играл главного героя, а мы с ребятами — охранников его врага. Можно было бы утешиться тем, что внесли лепту в индийский кинематограф, если бы эта история так сильно не ударила по нашим семьям.
Элла Аграновская
«Столица»